новости 
   полный назад!

15-01-08|Лицензия наша!
По результатам отборочных гонок Чемпионата мира в классе RS:X Алексей Токарев вошел в Золотой флот и тем самым гарантировал нашей стране получение лицензии на участие в Олимпийских играх в Пекине.
17-09-07|Открытые письма закрытого класса.
Что такое хорошо и что такое плохо
04-09-07|Наши в Испании. День второй.
Старты, старты... как много об этом сказано и написано...
03-09-07|Наши в Испании
Неделю назад детская делегация в классе BIC Tehсno отправилась в Испанию на детский Чемпионат Мира. Вот, что пишет самый главный тренер нашей команды - Дима Мурашов
остальные новости...
09-09-03   Кое-что о гонках или о чем же речь то идет?
    Болтаясь без особого толка по пляжам Казантипа, я обнаружил...
Болтаясь без особого толка по пляжам Казантипа, я обнаружил интересное отличие тусовки этого года от подобных веселых сборищ прошлых лет. Соревновательная часть. И отношение народа к тому, что мы называем рейс или просто гонки.
Так вот, эта самая соревновательная часть, несмотря на отсутствие ветра, оказалась центральным событием Фестиваля. По сравнению с прошлым годом, ситуация в корне изменилась. Правильно выставленная дистанция с финишем практически на берегу, комментарии на весь пляж, грамотное судейство без затяжек и проволочек, все это привлекло зрителей и сделало гонки действительно красочным зрелищем.
Причем, дело не ограничилось пассивными наблюдателями. Люди прямо на пляже заявлялись во фрирейс. Не испугал даже двадцатидолларовый стартовый взнос.
Многие останавливались и расспрашивали участников и судей о дистанции, спортсменах, гоночных дисциплинах.
Насмотревшись на все это безобразие и, выслушав целый ряд безумных вопросов, я решил написать немного о том, что же такое рейс, для всех кому это интересно, с тайной надеждой, - быть может, кто-нибудь поймет для себя, что гонки это не так сложно, как кажется…
Ну, что же, поехали.… Попробую расписать все это действо в хронологическо-тематическом порядке.

Подготовка.

Я не буду описывать тренировочный процесс, который по идее, должен предшествовать участию в соревнованиях. Это тема отдельного разговора.
Попробуем определить, что же надо сделать до старта.
Ну, во-первых, необходимо точно понять, когда, где и что проводится. Для этого самый лучший способ, найти и почитать Положение о соревнованиях.
Нехитрый документ с громким названием. Пишется организаторами соревнований. Не надо путать их с судейской коллегией. То есть, захотел некто Вася Пупкин провести Чемпионат Вселенной в своем родном болоте, вот он и подготовит Положение о том, когда и где. А так же, как громко квакать и, что за это получат дорогие участники. На основе этого документа, наш Вася нанимает судейскую коллегию, которая и принимает на себя всю ответственность за проведение непосредственно гонок.
Читая Положение, надо обратить внимание на сроки проведения соревнований. Когда может быть первый старт, когда последний. А успеете ли вы домой? Так же важно посмотреть, где точно будет стоять дистанция, сколько гонок планируется провести всего и сколько гонок может быть проведено в один день.
Обычно, в Положении есть информация о размещении во время соревнований, а так же о том, как добраться до места проведения.
Кроме этого, нужно посмотреть, а какие зачеты (юношеские, женские и прочее), да и вообще, какие классы досок присутствуют. В противном случае, у вас есть шанс приехать на Кубок ССТ на Starboarde GO и никаких соревнований для вас не будет.
Принципиально важный момент, на который можно не обращать внимания, это указание, по каким правилам будут проходить соревнования. А внимания на этот пункт можно не обращать потому, что ссылка всегда идет на одни и те же правила «Правил соревнований по фанбордингу IFCA 1999» или, что, то же самое ISAF Funboarding Racing Rules (FRR). Положение может дополнять эти правила, но в ограниченных пределах.
Ну и, конечно, всякая информация о призах, наградах, об отсутствии у организаторов всякой ответственности, за что бы то ни было. Это все беллетристика и ее можно не читать.
Но вот вы и на берегу. Доска привязана на багажнике, ветер дует, кто-то тренируется, пиво открывается.
Глубочайшее заблуждение считать, что все точно знают о вашем желании поучаствовать в гонках! Кроме вас, об этом никто не думает и не догадается, до тех пор, пока вы не подадите заявку. Время, форма и место предоставления этого документа, обычно оговаривается в положении. На международных соревнованиях практикуется предварительная заявка, иногда более чем за месяц, но у нас, как правило, заявиться можно или вечером предыдущего дня, или утром перед стартом.
Подачу заявки обычно сопровождает уплата стартового взноса. На российских соревнованиях он обычно не превышает 10-20 долларов США, но, скажем, Чемпионатах Мира или Европы, эта сумма может переваливать за сотню американских дядюшек.
В заявке обычно указывается, кроме имени спортсмена, его возраст, клуб, номер на парусе и тому подобная никому не нужная информация. Кроме этого, вам предстоит подписать заявление о том, что вся ответственность за участие в соревнованиях полностью лежит на вас.
Да, не забудьте, паруса без номеров к гонкам, обычно, не допускаются. Позаботьтесь о читаемых номерах заранее.
После прохождения регистрации вам, обычно, выдают маечку и рекламные наклейки. Очень важные гоночные атрибуты, не забывайте, что надо надеть в гонку на гидрокостюм, а что надо, наклеить на парус в указанном месте.
Теперь вы готовы. Вам надо только посмотреть, куда же придется ехать после старта. Узнать об этом можно или с доски объявлений или на собрании рулевых, которое обычно проходит в начале каждого гоночного дня. Настоятельная рекомендация, пока вы не стали крутым гонщиком, посещайте эти собрания, они сделаны специально для вас.

Итак, утро битвы под Аустерлицем…

Дистанция.

У любой дистанции есть несколько обязательных составляющих.
Старт – воображаемая линия между буйком и судейским катером, которую можно пересекать только по стартовому сигналу.
Лавировка – обычно курс со старта на первый знак, против ветра.
Полные курсы – курс или курсы с первого (его еще называют верхним) знака, с попутным ветром на второй и третий знаки.
Финиш – воображаемая линия, при пересечении которой после огибания всех оговоренных знаков, гонка считается законченной для данной доски. Иногда может совпадать со стартовой линией.
Кроме этого элементами дистанции являются знаки и судейское судно.
Как правило, выставляется, так называемая левая дистанция, при которой все или большинство знаков, включая первый нужно огибать левым бортом.
Дистанция может быть в виде треугольника, трапеции или петли, а также состоять из сочетания этих фигур. Обычно, выставляется два круга, один из которых, треугольник, второй петля. В любом случае, порядок огибания знаков, вам необходимо посмотреть на доске объявлений непосредственно перед гонкой.

Старт

Начнем со старта. Организация стартовой процедуры достаточно проста. Старты на соревнованиях парусных досок шестиминутные и все сигналы подаются флагами разного цвета.
Все начинается с подъема флага класса. А надо заметить, что в соревнованиях может участвовать несколько классов досок, Формула, Freerace, например, и другие. И все они стартуют один за другим. И каждому типу досок соответствует свой флаг класса. Обычно он поднимается на берегу, на флагштоке, за 15 минут до начала стартовой процедуры для данного типа досок. Флаг класса обычно оговаривается на собрании гонщиков перед первой гонкой.
Стартовая процедура начинается за шесть минут до старта, подъемом красного флага. В тот момент, когда до старта остается ровно три минуты, красный флаг заменяется на желтый. Далее все совсем просто, за минуту желтый флаг опускают, и последнюю минуту над судейским судном нет стартовых флагов. И, наконец, в момент стартового сигнала, над судном поднимают зеленый флаг. Этот флаг остается поднятым в течении минуты, что означает, что в это время старт открыт, то есть, можно пересекать линию старта. После спуска зеленого флага, стартовать больше нельзя.
После старта возможны три ситуации.
Первая, все хорошо и фальстарта не было ни у кого. Тогда все спокойно уходят по дистанции.
Вторая, фальстарт был у вас. Тогда вы должны, уступая дорогу всем стартующим доскам, вернуться на другую сторону стартовой линии и пересечь ее еще раз. Как узнать, что у вас фальстарт? А никак, по наитию. Для начала надо просто очень аккуратно контролировать положение доски.
Третья, был общий фальстарт. Судейская коллегия возвращает весь флот для повторного старта.
Но это правила, а стартовать то как, спросите вы? Хороший вопрос. Насчитывается огромное количество способов старта. Я не буду описывать сейчас какую-либо специфику. Просто общие соображения и основные правила.
Старт всегда берут правым галсом. Это аксиома. Нарушать ее не стоит.
Старт берут с чистым ветром. Это значит, что над вами не должно быть парусов других спортсменов. В противном случае, вы надолго останетесь в ветровой отработке.
Старт берут с ходом. Это не менее важная аксиома. То есть, за десять секунд до старта, вы должны уже идти вдоль стартовой линии полным ходом, в петлях и на трапеции, так, что бы после стартового сигнала просто привести доску к ветру и на полном ходу пересечь стартовую линию.
Очень важно, в каком месте стартовой линии вы уходите на дистанцию. Общее правило здесь очень простое. Если вы с трудом вырезаетесь на дальний от судна знак, вот у него и стартуйте. В этом случае, все те, кто будут выше на стартовой линии, очень немного выиграют по высоте и очень много проиграют вам по расстоянию.
Соответственно, наоборот, можете пересечь стартовую линию поперек, стартуйте из-под судна.
Для качественного старта очень полезно использовать часы. Сейчас существует много всякой электроники с обратным отсчетом и громкими звуковыми сигналами. При подъеме красного флага, вы засекаете время, - шесть минут. И все ваши маневры вдоль стартовой линии, должны привести к ситуации, когда за 20 секунд вы разгоняете доску вдоль стартовой линии…. Об этом можно написать много отдельных статей. Сейчас просто обозначим задачу.
Обычно перед стартом до последних 30-10 секунд, доски маневрируют без глиссирования, отчасти в целях безопасности участников.

Первая лавировка.

О, вот тут и начинается самое интересное. Ну, во-первых, в какую сторону пойти. После старта вы вольны выбирать направление, и, соответственно галс. Вправо или влево? В берег или в море? Советы тут давать сложно. Тут включается ваше умение, навыки, и, если хотите, талант. Можно дать только самые общие рекомендации.
Идея проста, ваша доска должна идти курсом, который наиболее близко ведет вас к первому знаку. Что это значит? Доска идет под углом к ветру. Можно считать его для простоты равным примерно 45 градусов. Но ветер никогда не дует точно с первого знака. Вот поэтому, один галс будет вести вас ближе к знаку, другой будет уводить в сторону. Этот, второй, кстати, называется контргалсом. Надо стараться всегда идти именно к знаку, в противном случае, вы увеличиваете себе расстояние.
Отсюда следующее правило – чем ближе к знаку, тем короче галсы. В какой то момент, ваш контргалс начинает вести вас к знаку, именно в этот момент и надо делать поворот. Конечно, это теория, на воде это не так очевидно, как на бумаге, на которой вы можете нарисовать все эти галсы после гонки.
Это правило имеет и второй смысл. Чем ближе к знаку, тем точнее вам надо выбирать курс. Тут длинные галсы уже неуместны.
Обычно короткая первая лавировка проводится тремя галсами, два первых длинных, и последний короткий, на знак. При этом знак вы будете огибать правым галсом, имея право дороги, а кроме этого, вам не надо будет делать поворот на знаке.
Все это было бы очень просто, если бы ветер был неизменным по направлению. К сожалению или к счастью, это не так. Ветер, даже морской, постоянно меняется. И вы должны все время оценивать свое направление движения. Ведет ли оно к знаку или в сторону от него. В случае существенного изменения ветра, вам нужно или привести доску и пойти еще ближе к знаку, или при обратном изменении ветра, сделать поворот, так как другой галс станет более выгодным, с точки зрения вашего направления.
Именно в предвидении изменений направления ветра и проявляется талант гонщика.
Естественно, что на выбор направления влияют и другие факторы. Например, если вы видите, что в море ветер сильнее, неразумно тянуть длинный галс в берег.
Понять, что и где происходит, вы можете двумя способами еще до начала гонки, пройдя по дистанции, а потом внимательно наблюдая лавировку классов, стартовавших перед вами.
Кроме этого, обратите внимание, где больше волна, которая будет вам мешать на лавировке, и нет ли на акватории течения, попутного или встречного.
Все эти факторы очень важны, но принять верное решение вам поможет опыт и внимательный анализ ветровой ситуации.
Вообщем, смотрите и анализируйте.
Как вести доску? Еще один вопрос вопросов. Пойдете слишком остро к ветру, потеряете скорость. Слишком полно, - потеряете расстояние. Но и это в основном набирается опытом. Пробуйте и смотрите на тех спортсменов, которые уже освоили эту науку. Иногда идти в толпе, это не очень плохо.

Верхний знак.

Очень простые правила.
Во-первых, постарайтесь не упасть на знаке. Для этого лучше всего выйти на знак правым галсом и с небольшим запасом по высоте.
После огибания, определите направление на второй знак.
Да, и не забывайте, наваливать на знак можно, но вот цеплять длинным плавником веревку якоря знака не стоит. Она крепкая…
Не жадничайте, если вокруг знака уже разлеглось много народу, обойдите их стороной, больше выиграете.

Полные курсы.

Выходя на полный курс нужно помнить о несложных моментах.
Первое, доска не идет чистым фордевиндом. То есть, вас опять ждет лавировка, но уже по ветру. Ее правила очень похожи на лавировку против ветра, но в зеркальном отражении. Если скорость падает и доска сходит с глиссирования, необходимо привести ее к ветру. Разогнавшись, вы можете уваливаться к линии ветра до тех пор, пока скорость вновь не начнет падать. Здесь надо помнить, что чем сильнее ветер, тем полнее к ветру вы можете идти.
Не забывайте про волну. Обгоняя волну, полезно немного привестись, что бы преодолеть гребень с ходом и большей тягой паруса. После прохождения гребня необходимо увалиться по ветру, и скатываясь с волны пройти более полно.
Парус при этом желательно нести предельно закрытым, особенно при уваливании доски. Открывают паруса только при резком приведении, для разгона.
Использование пампинга очень помогает в гонке… правда, если вы умеете им пользоваться. Поэтому, при наличии сомнений лучше лишний раз парусом не дергать.
С точки зрения тактики, лучше не допускать доски сверху по ветру от себя. Хотя здесь необходимо руководствоваться здравым смыслом, уехать поперек дистанции только для того, что бы не пустить, кого бы то ни было…. Стоит ли?
На полных курсах вам предстоят повороты фордевинд или, как их еще называют, джайбы. Основное отличие от джайбов во время катания состоит в том, что доску надо поворачивать плавно и по большой дуге, что бы не потерять скорость.
Подходить к нижнему знаку необходимо с предельной внимательностью, так как на большой скорости всегда есть риск или проскочить мимо знака или зацепить других участников.
Сразу после огибания необходимо привестись в нормальный лавировочный режим.

Таких петель, кругов, треугольников обычно ставиться два. Конечно, есть отличие между первой и второй лавировкой, но сейчас мы об этом говорить не будем.
Главное, что после второго круга, как правило, вас ждет финиш. И тут важно после последнего знака правильно выбрать направление.
На финише, обычно, вам дается отмашка и свисток судьи. Гонка завершена.
Помните, что после финиша вы должны уйти из района финишной линии. При повторном проходе через линию финиша, результат вам засчитают по второму пересечению.
Возвращаться ли между гонками на берег, зависит от расстояния до берега, времени следующего старта, вашего состояния. Но вообще то, такое решение всегда предпочтительнее.

Несколько заключительных замечаний.
Подсчет очков происходит по сумме набранных вами баллов во всех проведенных гонках. При этом один или два худших результата выбрасываются.
Обратите внимание на неизменный пункт Правил о контрольном времени. Оно заканчивается через 15 минут после финиша первой доски класса. После этого финиш закрыт.
Свои результаты за день вы можете посмотреть на доске объявлений. Там же вывешивается информация от судейской коллегии, которая может быть весьма важной.

Ну, и главное, не надо думать, что гонки это очень сложно, это просто и понятно, надо разок попробовать, и вы во всем разберетесь….

Написав последнюю фразу криво усмехнулся, подсядете, да…. А вот разбираюсь я с этим уже лет тридцать….


178.jpg
Пишите_мне rating wind.ru  
Экстремальный портал VVV.RU